Русские мастера и умельцы на Руси

Русский народ, в течение столетий отстаивавший свою свободу и независимость от иноземных полчищ с востока, юга и запада, спасавший много раз ценою своего здоровья, крови и разорения европейскую культуру, придавленный невыносимом гнетом самодержавия и крепостничества, все же находил в себе неиссякаемые силы для развития самобытной техники и науки. Богатство творческих сил у русских людей было так велико, что они делали превосходно все, за что ни брались. До многого русскому человеку нужно было доходить своим умом, вследствие стремления иноземцев затормозить развитие нашего народа и скрыть от него свой опыт. О выдающемся творчестве московских мастеров свидетельствуют такие непревзойденные образцы национального зодчества, как древние кремлевские стены и башни, Грановитая палата, Храм Василия Блаженного, Ивановская колокольня, великие творения бессмертного В. И. Баженова, М. Ф. Казакова и многие другие. Можно назвать тысячи замечательных имен москвичей, которые внесли огромный вклад в строительство нашего государства, в развитие его техники. Но неизмеримо больше было оставшихся неизвестными мастеров и новаторов, которые в своем поразительном творчестве отразили безграничную гениальность великого и вечного русского народа.

Стоит пройти по великолепным залам таких советских музеев, как Государственный Исторический музей в Москве, Оружейная палата в Кремле, Государственный Эрмитаж в Ленинграде, многочисленных музеев в различных городах страны, чтобы наглядно убедиться, что техническое творчество парода нельзя не только объять, измерить, но даже сколько-нибудь полно описать. Обработка металлов, изготовление и мелких изделий и огромных пушек, художественная работа по серебру, резьба по дереву и камню, разнообразные ткани и ковры, постановка самых различных производств, – везде техника и наука – русские люди проявили себя замечательными мастерами и новаторами. Это вынуждены были признавать многочисленные иностранные путешестаенники, обычно приезжавшие в Московию с корыстными целями и потом нередко подло клеветавшие на русских людей.

О тонком кольчужном производстве один из них сообщает, что русские кольчуги «сделаны искусно, как будто, из чешуи». Чеканка монеты была связана с большим: мастерством, но оказывается, что в 1517–1526 гг. «почти все московские золотых дел мастера» чеканили монету и точно отчитывались в полученных драгоценных металлах. Обработкой металлов занимались многие жители Москвы, так что город и без того огромный «еще более увеличивался от растянувшихся длинным строем в конце его домов гончаров, кузнецов и других ремесленников, работающих с огнем». Хотя иногда русские ученики в это время работали и у иностранных мастеров, однако последние всячески старались скрыть от русских производственные знания и опыт. По словам Адама Олеария, «тот, кто хочет в ремесле удержать с собой какие-нибудь особые уменья и приемы, никогда не подпускает русских мастеров к наблюдению».

Наши приколюхи