Расслабляющая музыка, реальные доказательства

Расслабляющая музыка, реальные доказательства.

Восемьдесят девять студентов были набраны из разных высших учебных заведений в штате Виктория, Австралия. Большинство студентов были знакомы со специальностями физиология, открытые исследования, бизнес и искусство. Два студента отказались от эксперимента, после того, как услышали в подробностях, что будет происходить. 87 участников осталось (без возможности удаления после начала эксперимента). Среди участников оказалось 43 женщины и 44 мужчины. Возраст колебался от 18 до 50 лет.

Участников разбили на группы по 6 — 12 человек и эти группы были случайным образом определены, как музыкальные и немузыкальные. Но при этом старались делать так, чтобы в каждой из секций количество мужчин и женщин совпадало. Все участники имели лишь смутное представление о целях и гипотезах эксперимента.

Материалы.

Музыкальная часть. Музыкальная часть использовала для лечения канон Иоганна Пахельбеля в ре-мажоре. Эта композиция была выбрана на основе предыдущих исследований, как вызывающая релаксацию у большинства участников. Эта музыка (длительность 07:44) была повторена 3 раза для достаточно ознакомления с ней участников, результирующий период составил 32 минуты и 12 секунд. Тестирующие комнаты были оборудованы системой Hi — Fi Denon, так, чтобы музыка проигрывалась в комнате через достаточно громкие устройства воспроизведения. Записанная заранее высококачественная аудио пленка с релакс музыкой была проиграна с громкостью 72 Дб (чуть громче отбойного молотка). Причем колонки находились в радиусе 3 — 5 метров от испытуемых.

Анкеты и инструменты. Инструмент личного покоя/тревожности был применен для измерения состояния уровня покоя и тревожности. Демографическая анкета была предложена к заполнению для определения возраста, пола, музыкального опыта (да/нет) участников и ответа на вопрос, исполняли ли они когда-нибудь стресс-опасную работу (да/нет). Также запрашивалась информация о том, испытывали ли они когда-нибудь чувство холода. Для участников музыкальных групп задавались дополнительные вопросы о знакомстве с проигрываемым произведением (да/нет), понравилось ли оно (да/нет) и нашли ли они композицию расслабляющей (да/нет). Демографическая анкета также пыталась просканировать людей на предмет употребления наркотиков.

Автоматический сфигмоманометр был использован для регистрации частоты биения сердца и давления крови. Пробы слюны были взяты, используя лимонный стимулятор слюноотделения. Концентрация иммуноглобулина (альфа-класс тяжелых цепей) была измерена, используя 12 хорошо известных концентраций иммуноглобулина и стандартной человеческой сыворотки.

Процедура.

Участники были разбиты в группы по 6 — 12 человек из практических соображений. По вхождении в тестирующую комнату участники 5 минут сидели тихо для достижения состояния покоя. Пробы слюны были взяты в пробирку и сохранены при температуре 0 — 4 градуса Цельсия. Измерено было также давление и биение сердца. Затем им было предложено выполнить стрессовую работу (см. ниже Познавательный стресс).

После работы были проделаны измерения давления и сердцебиения, а также взяты пробы слюны. Повторный сбор был произведен после окончания работы. Эксперимент проводился между 2 и 5 часами утра. Для участников музыкальных групп началось прослушивание музыки сразу по завершении всех измерений. Так их и оставили до «разбора полетов». Участники другой, немузыкальной части все делали в тишине.

После этого начался «разбор полетов», где участников наконец посвятили в смысл происходящего. В частности о том, что пробы слюны брали просто так, они вовсе не были нужны.

Познавательный стресс (работа). Участникам было предложено выполнить презентацию по научной теме, из тех, что они изучали. На подготовку давалось 12 минут, все записывалось на видеокамеру, были взяты пробы слюны. За презентацией следила компетентная комиссия. Оценку выступления предлагалось провести на основе энтузиазма выступающего, организованности, убедительности и артистичности. Стресс, вызываемый публичным выступлением оценили измерениями.

Результаты.

Данные были собраны от 87 участников, состоящих из 23 женщин и 22 мужчин музыкальной группы, и 20 женщин и 22 мужчин в контрольной немузыкальной группе. По измерениям можно было сказать, что значительное повышение тревожности в контрольной группе отсутствует в музыкальной группе напрочь. Этот эффект наблюдался и для женщин и для мужчин.

Вот таким образом был продемонстрирован сберегающий нервы эффект канона Иоганна Пахельбеля в ре-мажоре. А Вам теперь захотелось его услышать?

Наши приколюхи