Полюс раскрывает тайны — биография Бэрда и подготовка к полету на Северный полюс на самолете

Коммодор Ричард Ивлин Бэрд не был новичком на Севере. С самого детства он мечтал о полярных путешествиях. Конец первой мировой войны застал его на посту командующего авиацией США в Канаде. В то время заветная цель показалась ему доступнее, чем когда-либо: он решил первым совершить полет к Северному полюсу и таким образом завоевать известность.

Летом 1925 года Бэрд принял участие в Гренландской экспедиции Макмиллана. Вылетев из бухты Эта на гренландском берегу полюс, путешествия, открытия, история, география пролива Смит и достигнув пролива Юрика, Бэрд совершил выдающийся по тем временам перелет, преодолев по воздуху несколько сот километров над арктическим островом Элсмир. Этот полет был задуман им как своеобразная тренировка, удача которой еще больше укрепила его в намерении достичь Северного полюса на самолете.

И вот теперь американцы, взрывая динамитом завалы льда и не обращая внимания на непрекращающийся снегопад, лихорадочно готовили «Джозефин Форд» к старту. Недоверчиво оглядываясь на норвежцев из экспедиции Амундсена, они не выпускали из рук ломов и лопат, сооружая взлетную полосу. Только бы не дать опередить себя старому полярному волку, только бы оказаться первыми над полюсом!

А что же Амундсен? Нервничающему Нобиле, требующему во что бы то ни стало стартовать первыми, норвежец ответил отказом. Для него целью экспедиции являлся не только сам перелет над Северным полюсом, но и исследование еще неведомых человеку арктических просторов между полюсом и берегами Аляски. Был ли Амундсен совершенно искренен, сказав Нобиле: «Ну и что из того, что американцы окажутся первыми?» Во всяком случае, на лице полярного исследователя, наблюдавшего за тем, как соперники прогревают двигатели своего «фоккера», никто не заметил следов разочарования.

Кстати, план Бэрда не был для Амундсена полной неожиданностью. Американец посвятил его в свои намерения еще в США несколько месяцев назад. Однако тогда речь шла о старте с северного берега Гренландии. Что явилось причиной неожиданного изменения этих планов и бешеной спешки, с которой летчики готовились к полету, разгадать было нетрудно. Судьба словно напоминала Амундсену принятое им самим полтора десятка лет назад внезапное решение вступить в трудное состязание с капитаном Скоттом. Тогда он неожиданно повернул свой корабль, направлявшийся в Арктику, к югу, и известие об этом основательно подорвало моральный дух английской экспедиции. Совершив к тому же ряд ошибок. Скотт подписал смертный приговор себе и своим спутникам. Амундсен хорошо запомнил тот трагический урок. С печальной усмешкой он наблюдал за торопливостью американцев. Каким же было их удивление, когда Амундсен великодушно поручил своему метеорологу Мальмгрену взять на себя метеообеспечение полета Бэрда!

Он беспокоился теперь лишь о том, чтобы эта экспедиция завершилась благополучно: если она потерпит катастрофу, не состоится и его собственная экспедиция: «Норге» придется спасать Бэрда и Беннета.

К счастью, опасения Амундсена оказались напрасными. Правда, стартовать Бэрду удалось только с третьей попытки. При первом пробном взлете самолет зарылся в снежный вал, в результате чего лыжи оказались поврежденными, а сама машина чуть не опрокинулась. Второй старт не удался из-за перегруженности самолета. Бэрд еще раз пересмотрел весь груз и безжалостно изъял все, кроме самого необходимого. Наконец сразу после полуночи 9 мая, натужно ревя моторами, «фоккер» оторвался от ледяной дорожки и взял курс на север. Выдерживая высоту в 600 метров, самолет быстро удалялся от берегов Шпицбергена и вскоре оказался над бескрайней ледяной пустыней.

Наши приколюхи